
Информация для хозяйствующих субъектов об обеспечении доступности для инвалидов и маломобильных групп населения объектов потребительского рынка
В соответствии с федеральным и региональным законодательством юридические лица независимо от организационно-правовой формы, предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания должны обеспечить условия доступности для инвалидов на объектах потребительского рынка. Такое обеспечение осуществляется в целях соблюдения Конвенции о правах инвалидов, статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказа Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146 (далее — Приказ № 4146).
Руководители организаций, индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги в сфере потребительского рынка, должны обеспечить условия доступности для инвалидов объектов и услуг, в которых оказываются услуги населению, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 Приказа № 4146).
В случае невозможности полного приспособления существующего объекта следует адаптировать объект в рамках «разумного приспособления» при согласовании (до реконструкции или капитального ремонта здания, помещения) с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Возможно организовать предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном (пункт 5 Приказа № 4146).
В целях инструктирования или обучения специалистов, работающих с инвалидами, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработано Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Ознакомиться с Методикой можно на официальном сайте Минтруда РФ https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/108. Методика содержит общие вопросы этики общения с инвалидами, информацию о необходимых для использования в их работе актов федеральных органов государственной власти, касающихся создания доступной среды для инвалидов и носящих, как обязательный, так и рекомендательный характер.
Работники организаций обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Применительно к организациям торговли это означает, что, например, в магазинах самообслуживания необходимо помогать инвалидам-колясочникам доставать товар с полок, до которых инвалид не может дотянуться. Инвалидам по зрению следует зачитывать информацию о цене и характеристиках товаров. Применительно к организациям общественного питания это означает, что, например, на предприятиях самообслуживания, при необходимости, инвалиду следует оказывать помощь при выборе блюд и доставки их к месту приема пищи.