Для соблюдения контроля норм Жилищного Кодекса РФ и прочих нормативных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства создаются специализированные контрольные органы на различных уровнях, начиная с государственного и заканчивая муниципальным. На местах данные функции с января 2013 года выполняет муниципальный жилищный контроль, который создается при отделах жилищно-коммунального хозяйства или в качестве самостоятельных отделов органов местного самоуправления. Организации, в зависимости от численности населенного пункта могут существовать в виде отделов, секторов или осуществляются государственным жилищным инспектором в единственном числе.
Основное назначение МЖК
Муниципальный жилищный контроль – это отрасль деятельности подразделения местных органов самоуправления, нацеленная на проведение регулярных проверок субъектов по вопросам соблюдения ими законодательных и нормативных актов, регламентирующих сферу жилищных отношений.
Основная задача МЖК – проведение проверочной работы юридических лиц, предпринимателей и граждан, выполняющих функции управляющих многоквартирных домов, в том числе жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, и осуществление лицензионного контроля в их отношении.
Методы работы включают следующие действия:
-проведение проверок выполнения норм и требований, установленных в сфере жилищного хозяйства нормативными документами различного уровня;
-выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, установление сроков для их исполнения;
- получение информации и фактические проверки выполнения выписанных ранее предписаний;
-передача материалов в органы, осуществляющие жилищный надзор.
Права и полномочия службы МЖК
В статье 20 ЖК РФ приведен перечень прав и полномочий, которыми наделяется муниципальный жилищный контроль для выполнения своих функций. Сотрудники МЖК могут с полным основанием:
-оформлять запросы в различные организации для получения информации, необходимой для проведения проверок;
-осматривать помещения, находящиеся в общей собственности, а также частные жилые помещения при согласии владельцев, проводить экспертизы и другие способы определения состояния имущества при условии, если сотрудник МЖК имеет служебное удостоверение и приказ о проведении проверки;
- проверять документы, протоколы общих собраний, заключения и договорные документы, имеющие отношение к работе управляющей компании;
-по результатам проверки оформлять и вручать предписания с требованием устранить обнаруженные нарушения или провести обязательные, предусмотренные в нормативных документах мероприятия;
-составлять протоколы с описанием административных нарушений в области лицензионной деятельности;
-направлять информацию в правоохранительные органы, если выявленные нарушения носят преступный характер, для уголовного расследования и возбуждения дел по лицам-нарушителям;
-привлекать и подключать административные органы, прокуратуру, Роспотребнадзор и другие контролирующие организации.
Зачастую происходит наоборот, т.е. прокуратура или другой контролирующий орган, получив информацию, передает ее специалистам муниципального жилищного контроля для рассмотрения и проверки, так как именно сотрудники МЖК профессионально ориентируются в жилищном законодательстве и могут провести более эффективную проверку. В ходе контрольной работы проверяются следующие вопросы:
-наличие лицензии на занятие деятельностью по управлению жилыми комплексами;
- правильность оформления учредительной документации;
-сохранение и использование общедомовой собственности и прилегающих земель;
-санитарное состояние помещений, в том числе муниципальной доли общей собственности;
- состояние сезонных работ и подготовки к отопительному или летнему сезону общего имущества;
- техническая безопасность газового оборудование, своевременность проведения проверок и ремонтных работ; своевременность, полноту и качество оказываемых коммунальных услуг;
- соблюдение сроков выполнения обязательных работ по обслуживанию жилого фонда и их качество;
Также сотрудник МЖК имеет право:
- созывать собрания собственников для выбора новой управляющей компании и расторжения договора с той, которая выбрана с нарушением законодательства или не имеет права заниматься деятельностью в этой сфере;
- инициировать проверки при получении сведений из различных источников о наличии нарушений законодательства в подконтрольной сфере;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства наймодателями помещений в наемных домах социального типа.
Органы муниципального жилищного контроля имеют право выступать в качестве истцов в суде для принятия решений:
- об отмене решений общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах, если в них допущены нарушения ЖК;
- о признании недействительными заключенных договоров управления, а также других договоров, если управляющая компания была выбрана с нарушением законодательных норм и предписание по устранению нарушений на момент составления договоров было не выполнено;
- по защите интересов собственников или нанимателей жилья, если управляющая компания нарушает лицензионные условия.
Перед органами МЖК стоит задача не только выявлять нарушения и наказывать субъекты, но и предупреждать возможные нарушения и действия, которые могут привести к нежелательным последствиям. В своей деятельности МЖК постоянно сотрудничает с органами жилищного надзора и жилищными инспекциями муниципального уровня. Одна из основных целей работы этих органов – соблюдение прав жильцов и контроль взаимоотношений между собственниками квартир, управляющей компанией и местными коммунальными службами.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении муниципального контроля не проводятся.