Новохопёрский муниципальный район Воронежской области
Администрация Новохопёрского муниципального района Воронежской области

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ

Для соблюдения контроля норм Жилищного Кодекса РФ и прочих нормативных документов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства создаются специализированные контрольные органы на различных уровнях, начиная с государственного и заканчивая муниципальным. На местах  данные функции с января 2013 года выполняет муниципальный жилищный контроль, который создается при отделах жилищно-коммунального хозяйства или в качестве самостоятельных отделов органов местного самоуправления. Организации, в зависимости от численности населенного пункта могут существовать в виде отделов, секторов или осуществляются государственным жилищным инспектором в единственном числе.

Основное назначение МЖК

Муниципальный жилищный контроль – это отрасль деятельности подразделения местных органов самоуправления, нацеленная на проведение регулярных проверок субъектов по вопросам соблюдения ими законодательных и нормативных актов, регламентирующих сферу жилищных отношений. 

Основная задача МЖК – проведение проверочной работы юридических лиц, предпринимателей и граждан, выполняющих функции управляющих многоквартирных домов, в том числе жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, и осуществление лицензионного контроля в их отношении.

Методы работы включают следующие действия:

-проведение проверок выполнения норм и требований, установленных в сфере жилищного хозяйства нормативными документами различного уровня;

-выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, установление сроков для их исполнения;

- получение информации и фактические проверки выполнения выписанных ранее предписаний;

-передача материалов в органы, осуществляющие жилищный надзор.

Права и полномочия службы МЖК

В статье 20 ЖК РФ приведен перечень прав и полномочий, которыми наделяется муниципальный жилищный контроль для выполнения своих функций. Сотрудники МЖК могут с полным основанием:

-оформлять запросы в различные организации для получения информации, необходимой для проведения проверок;

-осматривать помещения, находящиеся в общей собственности, а также частные жилые помещения при согласии владельцев, проводить экспертизы и другие способы определения состояния имущества при условии, если сотрудник МЖК имеет служебное удостоверение и приказ о проведении проверки;

- проверять документы, протоколы общих собраний, заключения и договорные документы, имеющие отношение к работе управляющей компании;

-по результатам проверки оформлять и вручать предписания с требованием устранить обнаруженные нарушения или провести обязательные, предусмотренные в нормативных документах мероприятия;

-составлять протоколы с описанием административных нарушений в области лицензионной деятельности;

-направлять информацию в правоохранительные органы, если выявленные нарушения носят преступный характер, для уголовного расследования и возбуждения дел по лицам-нарушителям;

-привлекать и подключать административные органы, прокуратуру, Роспотребнадзор и другие контролирующие организации.

Зачастую происходит наоборот, т.е. прокуратура или другой контролирующий орган, получив информацию, передает ее специалистам муниципального жилищного контроля для рассмотрения и проверки, так как именно сотрудники МЖК профессионально ориентируются в жилищном законодательстве и могут провести более эффективную проверку. В ходе контрольной работы проверяются следующие вопросы:

-наличие лицензии на занятие деятельностью по управлению жилыми комплексами;

- правильность оформления учредительной документации;

-сохранение и использование общедомовой собственности и прилегающих земель;

-санитарное состояние помещений, в том числе муниципальной доли общей собственности;

- состояние сезонных работ и подготовки к отопительному или летнему сезону общего имущества;

- техническая безопасность газового оборудование, своевременность проведения проверок и ремонтных работ; своевременность, полноту и качество оказываемых коммунальных услуг;

- соблюдение сроков выполнения обязательных работ по обслуживанию жилого фонда и их качество;

Также сотрудник МЖК имеет право:

- созывать собрания собственников для выбора новой управляющей компании и расторжения договора с той, которая выбрана с нарушением законодательства или не имеет права заниматься деятельностью в этой сфере;

- инициировать проверки при получении сведений из различных источников о наличии нарушений законодательства в подконтрольной сфере;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства наймодателями помещений в наемных домах социального типа.

Органы муниципального жилищного контроля имеют право выступать в качестве истцов в суде для принятия решений:

- об отмене решений общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах, если в них допущены нарушения ЖК;

- о признании недействительными заключенных договоров управления, а также других договоров, если управляющая компания была выбрана с нарушением законодательных норм и предписание по устранению нарушений на момент составления договоров было не выполнено;

- по защите интересов собственников или нанимателей жилья, если управляющая компания нарушает лицензионные условия.

Перед органами МЖК стоит задача не только выявлять нарушения и наказывать субъекты, но и предупреждать возможные нарушения и действия, которые могут привести к нежелательным последствиям. В своей деятельности МЖК постоянно сотрудничает с органами жилищного надзора и жилищными инспекциями муниципального уровня. Одна из основных целей работы этих органов – соблюдение прав жильцов и контроль взаимоотношений между собственниками квартир, управляющей компанией и местными коммунальными службами.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении муниципального контроля не проводятся.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie